Албаева Марина Николаевна (govori_slushai) wrote,
Албаева Марина Николаевна
govori_slushai

Categories:

Альфи Кон

Перевела интервью, которое Кон давал Гарвардской Обучающей Газете (ГОГ: Harvard Education Letter). Разговор идет больше о книге "Наказание наградой".


ГОГ: Похвала или наказание - какая из проблем больше на самом деле?

Кон: Если бы мне пришлось выбирать между наказанием и похвалой, я выбрал бы похвалу. Но многие из тех, кто уже убедился в неразумности наказания, тем не менее верят, что похвала является альтернативой, которой можно пользоваться. Правда в том, что похвала и наказание - не противоположные явления, они просто две стороны одной медали.

Похвала, как одна пара исследователе метко выразилась, - это такой соблазнительный контроль. Важно выявить способы манипуляции, какими бы они ни были, и противостоять им, даже, если какой-то из этих двух методов контроля покажется вам чуть более безобидным.

ГОГ: Какие есть исследования о взаимосвязи между похвалой и креативностью?

Кон: Похвала убивает креативность. Около двадцати исследований показали, что люди делают работу хуже, когда за неё ждут награды, по сравнению с теми, кто делает эту же работу без ожидания награды. И этот эффект наиболее сильно выражен, когда в деле необходимо проявить креативность.

Награды разрушают желание рисковать. Когда я вынужден думать о том, как бы получить "5" или наклейку, или доллар, я выполняю только необходимый минимум, используя самые шаблонные средства для того, чтобы пройдя через решение задачи остаться умничкой. Я не перебираю альтернативы. И я, не колеблясь, сразу отметаю догадки, которые могут не выстрелить. Я не обращаю внимание на те мои желания что-то сделать, полезность которых однозначно не ясна. Я просто иду за золотом. Исследования показывают, что люди, которые получают вознаграждение, как правило, выбирают самую легкую из возможных задач. Если же убрать награды, то мы станем выбирать вещи, представляющие собой испытание для наших способностей. Все из вас видели учеников, ищущих кратчайший путь и спашивающих: "Должны ли мы это знать? А это будет на контрольной?"

И это не преступная расслабленность, когда мы смотрим сквозь пальцы на то, что происходит. Нет, это не лень. И это не заложено в человека природой. Так происходит именно из-за наград. На вопрос:"Мотивируют ли награды учащихся?" - ответ, - "Конечно это так. Они мотивируют учащихся к тому, чтобы получить награду". И как правило, в этом случае, идущие к цели, жертвуют как раз творчеством.

Награды подрывают внутреннюю мотивацию. Где-то около 70 исследований показали, что люди вряд ли будут продолжать работать, как только награда станет недоступна, по сравнению с людьми, которым сперва никто не обещал награду. Чем больше я награждаю ребенка, к примеру, оценками, тем меньше этот предмет будет нравится ребенку. Это одно из самых тщательно проведенных исследований в социальной психологии, но оно почти не известно педагогам-психологам, и еще меньше, учителям и родителям.

ГОГ: Есть ли что-то, что дети могут сказать сами себе для того, чтобы противостоять этому эффекту? Что-то вроде: "Эта награда хороша, но она не то, ради чего я делаю эту работу".

Кон: Были проведены некоторые исследования, в которых пытались защитить детей от разрушительного воздействия эффекта награды, формируя, как раз, подобные ответы. "Приятно получить пятерку или наклейку, но действительно интересней решить проблему или написать рассказ." Результаты эксперимента оказались смешанными.

Я считаю, что будет ошибкой возлагать это бремя на учащихся. Нужно менять всю структуру. Если учителю необходимо ставить оценки, то обязательство номер один у учителя, сделать все возможное, чтобы помочь учащимся существовать без оценок.

Последняя вещь, которую должен делать учитель, это говорить: "Тройка, Шейла, ты уже близка к пятерке", - или, - "Сегодня только тройка, - что с тобой случилось, Венниамин?",- или, - "Ты хочешь получить кол, милая леди?". На самом деле, я думаю, что индивидуальные задания не должны нигде фиксироваться или ставиться за них оценки, и даже если требуют от учителя их проставить, (к сожалению), делать это нужно в самую последнюю очередь.

ГОГ: Как насчет того, чтобы ставить оценки за старание?

Кон: Никаких оценок за старание, особенно, если они имеют свой специальный значок! Оценками, другими отметками, а также наказаниями, можно объяснить то, по какой причине у нас столько детей, перестающих стараться. Думать, что мы можем решить проблему тем же самым способом, которая и является причиной проблемы, наивно, если не сказать больше.
Многие учащиеся воспринимают плохую оценку за старание как послание: у тебя ничего не получится, сколько бы ты ни старался. Высокая же оценка за старание в сочетании с низким уровнем успеха говорят учащемуся о том, что нет никакой необходимости в том, чтобы прилагать хоть какие-либо усилия, потому что он все равно не сможет достигнуть чего-то большего. Наконец, проставление отметок за старание, является причиной того, что учитель начинает чувствовать себя менее ответственным за усвоение материала учащимися, меньше помогает им в этом. Вместо этого, он обвиняет ребенка в не желании делать то, что требует учитель.

ГОГ: Самая удивительная вещь, о которой вы говорите в своей книге, касается похвалы. Многие учителя чувствуют свою обязанность хвалить детей, особенно таких, которые приходят из семей, где их обделяют похвалой.

Кон: Похвала в некотором отношении отличается от материально осязаемой награды. Я не утверждаю, что все позитивные высказывания - плохо. Есть разница в том, по какой причине мы их используем, каким образом мы мы их используем и какого результата от них ждем.

Но даже если придерживаться умеренной позиции, на многих людей она произведет впечатление еритической, потому что похвала открывает им широкое поле для деятельности: хвалить каждого ребенка каждый день, ни сколько не задумываясь о том, что могут нанести этим какой-то вред.

Дети, которые лишены дома любви, нуждаются в безусловной поддержке, тепле и привязанности. Похвала - противоположность этому. Похвала задает описание условия: делай вот это и ты получишь это. Прыгай через мой обруч, и я скажу тебе, как я горжусь тобой. Больше зависимости, больше всяких условий, больше контроля - это не то, что действительно нужно учащимся. Невозможно выстроить самооценку, если, как собачке, даешь вербальную печеньку, за выполнение чьих-то стандартов.
Вот, что построит самооценку: шанс почувствовать самосознание, сформулировать стандарты для своего собственного поведения, и тогда уже учащийся будет в состоянии оценивать свое собственное поведение или работать в соответствии со своими стандартами.

ГОГ: Вы предупреждаете учителей, что им нужно избегать похвалы, которая создает конкуренцию. Что вы имеете ввиду?

Кон: Идея, хвалить учащихся сравнивая с кем-то, никогда не была хорошей: "Ты лучший в классе", - например. Исследование совершенно ясно показывает, что такие комментарии подрывают внутреннюю мотивацию, но есть еще один пагубный еффект, который иногда вообще не заметен. Они поощряют восприятие людей больше как конкурентов, а не как потенциальных сотрудников. Более того, следуя им, люди видят условие собственной полезности в своем превосходстве над кем-либо еще - и вот готов рецепт вечной неуверенности в себе.

ГОГ: Есть ли науные данные о долгосрочных последствиях такого рода похвалы?

Кон: Никто никогда не проводил подобное исследование. Мы знаем о краткосрочных последствиях похвалы, и мы можем их экстраполировать. Вполне возможно, что дети, замаринованные в наградах, включая вербальные, проявляют меньше заинтересованости в делах, за которые их награждают.

Сколько взрослых стало серьезными читателями, например, если, конечно, это не часть их профессии? А сколько взрослых мы знаем, которые продолжают отчаяно зависеть от чьего-то мнения, которые неспособны почувствовать удовлетворение от работы, настолько, что колебания их настроения от ужасного до превосходного зависят от того, показывают ли другие большой палец поднятым вверх или опущенным вниз? Для меня вполне возможно, что детство наполняется похвалами специально для того, чтобы подогнать детей под чьи-то стандарты.

ГОГ: Расскажите о хороших способах похвалы, или, если Вы не хотите использовать это слово, - о способах поддержки.

Кон: Мы могли бы невероятно сильно улучшить наш ответ, если бы мы говорили меньше, а спрашивали больше. Очень полезно спрашивать учащихся о том, что они смогли сделать, и по какой причине они сделали именно это. Так начинается беседа с учителем, когда учащийся подходит к нему, чтобы подумать о своей работе, а также получить от него поддержку.

Классическим примером может стать ситуация с дошкольником, который нарисовал что-то и показал это родителю или учителю, которые бы могли ответить: "Я заметил, что ты нарисовал солнце за горами, а не перед ними. Какой интересный выбор. Почему ты решил сделать именно так?" или "Ты много рисовал ораньжевым, это твой любимый цвет?" или "Что ты собираешься нарисовать в следующий раз?"

ГОГ: Чтобы вы хотели, чтобы учителя сказали, после того, как они дочитают книгу "Наказание наградой"?

Кон: Первое, что обычно приходит в голову многим, кто читал эту книгу или слышал мои выступления: "О, Боже, я делал все непоавильно. Значит ли это, что я плохой учитель?". Если вы задаете себе такой вопрос, то это значит, что вы, вероятнее всего, очень хороший учитель, потому, что готовность задавать самому себе вопросы и привычка удерживаться на плаву, стоят на самом верху моего списка качеств хорошего учителя. Кто меня беспокоит, так это те, что, захлопнув книгу, скажут: "Это нереально" или "Награда работает, и я не хочу даже слышать ничего про ваши исследования".

Если мне было нужно одним предложением подвести итог всей книге, то я бы сказал так: мы никогда не добьемся своих долгосрочных целей, если будем стараться сделать что-то для учащегося, вместо того, чтобы просто работать вместе с ним. Награды, как и наказания, это способ сделать что-то для человека. И они никогда не смогут помочь им взять на себя ответственность за свои поступки, развить в себе чувство заботы о людях, работать настолько творчески, насколько они могут, или стать вдохновленным учеником на всю оставшуюся жизнь. Награды, как и наказания, активно подрывают достижение этих целей.

Оригинал: http://hepg.org/hel/article/463

Posted via LiveJournal app for iPhone.

Tags: Альфи Кон, дети, психология, чужие мысли
Subscribe

  • Неидеальный родитель.

    Почему так важно признавать свою неидеальность переде ребенком, открывая то, что наши несовершенства могут ему повредить? Потому что этим самым мы…

  • Про вину. Две части.

    Часть первая. Ещё чуть размышлений про вину и ответственность. Для меня ответственность тесно связана с виной. Если мы говорим об изолированном…

  • О самых слабых.

    Как-то я была на волонтёрском выезде в Питере, и там у нас было задание: группе нужно было перебраться по ту сторону сетки за ограниченное время. При…

promo govori_slushai november 18, 2017 11:47 Leave a comment
Buy for 300 tokens
Если кто не знает, я есть на Фейсбуке — https://www.facebook.com/profile.php?id=100000112545336. Может кому удобней и интересней читать и комментировать меня там. Добро пожаловать! (Если я не приняла приглашение в друзья, то постучитесь, скажите, что вы из ЖЖ, я добавлю).
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments